Исследования монументальной живописи домонгольского периода в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря проводится по заказу АНО «Возрождение объектов культурного наследия».
В Пскове реставраторы завершают исследование монументальной живописи двенадцатого века в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря. Создается проектная документация следующего этапа ремонтно-реставрационных работ памятника архитектуры федерального значения. Специалисты делают пробные раскрытия живописи, устанавливают слои более поздних записей и тонировок. Исследуют биологический и химический состав красочного слоя.
Софоновскими реставраторы называют яркие подновления, выполненные клеевой краской столетие назад мастерами из Палеха. В светлых прямоугольниках, — живопись двенадцатого века. Пробные раскрытия. С авторского слоя снимаются все записи. По методикам Владимира Сарабьянова, который работал в Мироже с начала девяностых прошлого века. Первая реставрация здесь проводилась в семидесятые годы бригадой реставратора Николая Брягина. Это сохранило фрески до нашего времени. В местах утрат использовались тонировки. Софоновские записи тогда удалялись не везде.
«Опасность их сохранения заключается еще и в том, что при брягинской реставрации второй половины 20 века живопись укреплялась концентрированной желтковой эмульсией. Довольно крепкой. Результатом может быть просто повреждение и отставание от грунта красочного слоя. Поэтому удалить все эти наслоения необходимо», — Дарья Скобцова, художник-реставратор (Москва).
Окна барабана купола открыты псковским архитектором Владимиром Никитиным несколько лет назад. Нуждаются в большей герметизации. Включены в новый проект архитектурной реставрации. Исследование микроклимата впервые включено в проект.
«Будут археологические исследования, включено будет водоотведение, защита Спасо-Преображенского собора от паводковых вод, благоустройство территории», — Таисия Круглова, заведующая отделом хранения монументальной живописи Псково-Изборского музея-заповедника.
На схемы и картограммы наносятся границы росписей, поновлений, основные виды разрушений. Реставраторы говорят, псковские фрески — жемчужина византийского и древнерусского искусства. Работа с ними — уникальный опыт, который принесет еще не одно открытие.