…Археологические исследования продолжались два полевых сезона 2020- 2021 г.г. Татьяна Закурина, старший научный сотрудник археологического отдела Псковского музея-заповедника- руководитель работ, автор материалов предпроектной документации по реставрации собора:
«Мы в основном нацелены на проведение раскопок, связанных с реставрацией Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, прежде всего с решением проблемы отвода воды. Собор затапливает в течении многих столетий. Все наши раскопы примыкают к Спасо-Преображенскому собору, и что очень важно и существенно, мы на части исследуемых площадей полностью сняли культурный слой, до материка.
Это позволило выяснить очень интересную картину, связанную с началом строительства Спасо-Преображенского собора: в каких условиях и какие технологии использовались при этом. Оказалось, что значительная часть собора опирается на культурный слой предшествующего времени. Это дает очень интересную перспективу, датировки ранних отложений культурного слоя и, возможно, поможет раскрыть какие- то страницы предмонастырской истории.
В двух местах мы нашли большие участки ненарушенного культурного слоя домонастырского времени.
Мирожский монастырь исследован достаточно хорошо, много лет здесь ведутся раскопки разными исследователями. Информация очень интересная получена по топографии монастыря в древности, особенно в XIV-XV веках. О первых поселенцах тоже получена важная информация, что важно очень. Мы видим, что интенсивная хозяйственная деятельность монастыря за эти столетия привела к тому, что более ранние культурные отложения, связанные с домонастырским временем и основанием монастыря, они, большей частью, конечно, не сохранились.
Поскольку мы работаем вокруг Спасо Преображенского собора, то, естественно, любой христианский храм -это место рядом с погребениями. Вокруг Спасо-Преображенского собора за столетия образовалось большое кладбище, часть которого сейчас и исследована. Исследования антропологические, мы надеемся на это, будут проведены. Анализ тех материалов, которые мы получили при раскопках, позволят нам выделить какие -то этапы: где, когда хоронили. Интересно посмотреть социальный статус людей, которые здесь похоронены. Кроме того, интересный момент связан с тем, что уже сейчас, в полевых условиях, мы можем говорить о том, что этот могильник служил не только для погребения монахов монастыря, но и людей, которые, может быть, имели очень косвенное отношение к этому монастырю. Возможно, это были просто паломники, возможно, это были просто ктиторы, вкладчики в монастырь. Много женских погребений, женщины с маленькими детьми здесь похоронены.
Открыли фрагмент, небольшую часть фундамента часовни, которая была построена, очевидно, в начале XX века и недолгое время существовала. Видимо, в советское время она была разрушена. Интересный момент связан с исследованием целого комплекса архитектурных сооружений юго-восточной части монастыря, которое было сделано еще в 80-е годы, но, поскольку мы вынуждены были частично проводить повторные раскрытия, то мы столкнулись с частью того самого комплекса архитектурного. Назвали ее исследователи- наши предшественники, архитекторы Булкин и Овсянников — звонницей. Возможно, это часть звонницы XVI в., которая была ими открыта, но мы ее расчистили целиком. Под основанием фундамента этой звонницы продолжается кладбище более раннего времени, которое связано с первоначальным существованием Мирожского монастыря.
До этого мы не знали о том, что сразу после войны, в 1948 году здесь работали на обмерах собора архитекторы под руководством Алферовой. О том, что они проводили археологические раскопки, мы не знали, и мы наткнулись, можно сказать эмпирическим путем, на эту проблему, потому что с северной стороны, там где остатки этой часовни, как раз мы обнаружили, что часть этого раскопа она уже кем то до нас раскопана была. Такой получился интересный сюжет историографического характера, который связан с историей исследования этого участка. Надо двигаться дальше, искать документы, выяснять в каких местах закладывались эти раскопы.